Utair выкупила лизинговые самолёты после санкций
Выкупом бортов из лизинга Utair занимался еще до западных санкций. Запад начал вводить ограничения против банков и российских авиакомпаний с конца февраля.
Авиакомпания Utair после введения западных санкций выкупила у «СберЛизинга» самолеты, сообщил зампред правления Сбербанка Анатолий Попов.
«Со стороны Utair не было запросов о пересмотре условий кредитов, график погашения соблюдается. После введения западных санкций Utair выкупил все предметы лизинга у «СберЛизинга» и закрыл свои лизинговые обязательства перед «Сбером», — сказал Попов.
Но, действительно, после 24 февраля было выкуплено несколько лайнеров у «СберЛизинга», в рамках действовавших договоров по финансовой аренде этих машин. Всего у разных лизинговых компаний были выкуплены, к примеру, 35 самолетов производства Boeing.
Девять самолетов Boeing 737-800, взятые в операционный лизинг, по-прежнему находятся на хранении в аэропорту Внуково (один из аэропортов базирования Utair), авиакомпания на них не летает.
«СберЛизинг» и Utair начали сотрудничество в 2010 году, когда был заключен договор о вводе в эксплуатацию авиаперевозчиком шести Boeing 737-400 при поддержке подразделения Сбербанка. В 2011 году Utair сроком на пять лет получила два Boeing 737-800 и пять Boeing 737-500 общей стоимостью $100 млн. В начале 2012 года компании заключили соглашение о развитии взаимодействия в области проектного финансирования и лизинга.
В конце февраля ЕС запретил продажу России самолетов и запчастей к ним, а также экспорт технологий, использующихся в авиационном и космическом секторах. Страхование и техническое обслуживание товаров, связанных с этими отраслями, оказалось запрещено. США также ввели ограничения на экспорт в Россию товаров авиационной отрасли. Кроме того, Евросоюз и Соединенные Штаты закрыли небо для российских самолетов.
В марте Управление гражданской авиации Бермудских островов (Bermuda Civil Aviation Authority; BCAA) приостановило действие сертификатов летной годности зарегистрированных в их реестре российских воздушных судов, без которых самолет не допускается к эксплуатации. После этого Utair сообщила о переводе в российский реестр 50 самолетов, а также вывела из эксплуатации лайнеры, зарегистрированные на Бермудах.
В апреле США лишили экспортных привилегий Utair, а также «Аэрофлот» и AzurAir. Они потеряли не только доступ к продукции из США, но и реэкспорту американских товаров из других стран. Тогда же Сбербанк попал под блокирующие санкции США (список SDN), предусматривающие заморозку активов. До этого, с конца февраля «Сбер» находился только в списке CAPTA, предполагающем ограничения на корреспондентские счета в США.